Док фильмы политика 2018 год


Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 10/08/2016

16 августа 1876 г. в нынешнем Курортном районе Санкт-Петербурга, а в прошлом - в селе Тарховка, родился мальчик. Ему суждено было стать художником, с произведениями которого мы не расстаёмся никогда. Назвали его Иваном Билибиным.

Портрет художника Ивана Билибина, Кустодиев, 1901 год.

Портрет художника Ивана Билибина, Кустодиев, 1901 год. © / репродукция

Чтобы понять, насколько творчество Билибина близко каждому, проведите эксперимент: достаньте купюру любого достоинства. Найдите слова «Банк России». Над ними - двуглавый орёл. Это работа Билибина от 1917 г. Птица предназначалась для Государственной печати Временного правительства.

Но не всё измеряется деньгами. Попробуйте представить себе Василису Прекрасную, Бабу-ягу или сказочный город. С большой вероятностью это будут образы, созданные Билибиным. Именно он создал канон иллюстраций к русской сказке и русский декоративный стиль как таковой.

Работы Ивана Билибина Работы Ивана Билибина 

Художественное право

А ведь этого могло не быть. Отец, помощник главного док­тора С.-Петербургского морского госпиталя, надеялся, что сын повторит карьеру деда - успешного юриста (задатки того были - учился мальчик хорошо, гимназию окончил с серебряной медалью). И настоял, чтобы Ваня поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В семье со старинными купеческими корнями - род калужских промышленников Билибиных восходит к началу XVII в. - перечить родителям было не принято. В 1896 г. Иван Яковлевич уже студент-правовед.

График и театральный художник Иван Билибин, 1900 год График и театральный художник Иван Билибин, 1900 год. Фото: РИА Новости

На питерском юрфаке в те времена док фильмы политика 2018 год подобралась уникальная компания. Вот лишь несколько имён - Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Сергей Дягилев, Николай Рерих - люди, которые определили тот культурный взрыв, который мы называем Серебряным веком. К ним добавился и Иван Билибин. Можно представить себе отчаяние профессора Василия Ефимова: он преподаёт римское право, а выпускники - сплошь художники. В 1898 г. - Рерих, в 1900-м - Билибин. Утешение одно - вряд ли бы они составили славу отечественного правоведения.

Впрочем, в случае с Билибиным не факт. Об этом свидетельствует одна из его работ - «Суд во времена Русской Правды». Она поразительно достоверна в деталях. Тому есть объяснение. В архивах университета сохранилось заявление студента Билибина на посещение лекций Николая Дювернуа, автора монографии «Источники права и суд в Древней России». Специалисту по римскому праву, кем должен был стать Билибин, этот курс не нужен. А вот художнику Билибину, увлечённому Древней Русью, он весьма пригодился. Равно как и дотошность, и скрупулёзность, и стремление к точности - свойства истинного правоведа.

Очень скоро эти «бухгалтерские» качества найдут прямое применение. По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин в 1902-1904 гг. совершает ряд экспедиций. Архангельская, Вологодская, Тверская, Олонецкая губернии, чуть позже Карелия и Кижи. От художника в таких случаях ожидают этюдов, набросков, новых идей. Билибин же ведёт себя как настоящий учёный - не только создаёт фото­архив деревянной архитектуры, но и везёт в Петербург набойки, кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и даже огромные пряничные доски. Вот его впечатления: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её - вернуть! Вернуть!»

«Суд во времена Русской Правды», 1890 год «Суд во времена Русской Правды», 1890 год 

«Я - националист!»

В этих путешествиях Билибину явно открылось что-то особенное, что позволило ему стать не просто художником-иллюстратором, но и постигнуть сокровенный смысл сказки, мифа и былины. Джон Толкиен, признанный специалист по северному эпосу, автор самого значительного фэнтези-произведения «Властелин Колец», в середине XX в. писал: «Рисунки, изображающие волшебную страну, обязательно должны иметь рамку, чтобы нарисованное воспринималось как мир, увиденный через окно. И они ни в коем случае не должны быть похожи на фотографии. Скорее уж на витражи». Эти принципы были сформулированы Иваном Билибиным лет на 40 раньше. Все его иллюстрации сделаны именно так - рамка и витраж. Последней технике присуща точно выверенная линия, создающая форму. Билибин, практикуясь по 6-8 часов в день, достигает в ней такого совершенства, что получает от коллег прозвище Железная рука.

Русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора В. А. Поповой в Париже среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», 1931 год. Русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора В. А. Поповой в Париже среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», 1931 год. Фото: РИА Новости

В очень похожей манере Билибин выступал впоследствии, когда был штатным художником ОСВАГ - ОСВедомительного АГентства вооружённых сил Деникина и Врангеля. Так, известен его злой и обидный для советской власти плакат 1919 г.: «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». Но современным поклонникам белогвардейцев рано записывать художника в «свои». В 1906 г.

Билибин был арестован и целые сутки просидел в «Крестах» за другое произведение - карикатуру из журнала «Жупел». На ней в окружении императорских регалий и грифонов с герба Дома Романовых красовался осёл - символ глупости и идиотизма. Что же выходит? Билибин - «борец с царизмом»? Вряд ли. Ослиный сюжет не помешал ему пару лет спустя приступить к работе над серией почтовых марок, посвящённых царскому юбилею - 300-летию Дома Романовых. Может быть, он, как и многие художники, беспринципный и легкомысленный?

Снова мимо. Потому что принципы Билибина просты и понятны. Он не стеснялся демонстрировать их при каждом удобном случае. «Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» - англичан, французов, итальянцев и пр.», - пишет он из Каира, первого эмигрантского пристанища, в 1921 г. «Я - русский националист», - пишет он чешскому издателю из Парижа 5 лет спустя. 

Одна из последних неоконченных работ Ивана Билибина «Дюк Степанович», 1941 год. Одна из последних неоконченных работ Ивана Билибина «Дюк Степанович», 1941 год. 

Но торопиться навешивать на уникального художника политический ярлык не стоит. Вот как он объяснял свою позицию: «Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».

То, что эти слова не пустой звук, Билибин доказал, когда вернулся из эмиграции на Родину. И, когда Родина попала в беду, в сентябре 1941 г. нарком просвещения РСФСР Владимир Потёмкин предложил Билибину покинуть Ленинград (65-летний художник жил и работал в подвале Ленинградской академии художеств, так как его квартиру разрушило во время бомбёжки), вокруг которого почти сомкнулось кольцо блокады. Художник ответил: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». И защищал - одной из последних работ Билибина стал рисунок «Русские витязи гонят рыцарей». Он умер от голода и холода 7 февраля 1942 г. На посту.

  • Множество крымских пейзажей написал швейцарский художник Карло Боссоли. Впервые он попал в Крым уже в статусе известного и востребованного художника и за два года объездил практически весь полуостров. © Public Domain / «Бахчисарай», Карло Боссоли, 1857 год
  • Иван Айвазовский отправился в Крым в 1838 году. Здесь он писал морские пейзажи и заимался батальной живописью. В Крыму художник и умер – 2 мая 1900 года он скончался в Феодосии в возрасте 82 лет. © Public Domain / «Вид на Аю-Даг, Крым», Иван Айвазовский, 1868 год
  • Пейзажист Фёдор Васильев отправился в Крым в 1870-х годах – сюда его отправило Общество поощрения художеств для лечения туберкулёза. Здесь Васильев провёл последние два года жизни и создал множество полотен, работая в ущерб лечению. © Public Domain / «Крымский пейзаж», Фёдор Васильев, 1873 год
  • Знаменитый русский живописец Иван Шишкин несколько раз бывал в Крыму и оставил несколько местных пейзажей, а также многие незавершённые наброски карандашом. © Public Domain / «В Крыму», Иван Шишкин, 1879 год
  • В 1886 году, заработав денег, Исаак Левитан отправился в Крым, чтобы отдохнуть от повседневных забот. Здесь художник обрёл «второе дыхание» и по возвращении организовал выставку пятидесяти пейзажей. © Public Domain / «Крымский пейзаж», Исаак Левитан, 1887 год
  • Несколько крымских пейзажей написал также выдающийся русский художник-передвижник Владимир Маковский. © Public Domain / «Берег Крыма», Владимир Маковский, 1889 год
  • Григорий Мясоедов, один из выдающихся представителей русского реализма, был активным деятелем театра, а также создал художественную школу и ряд пособий по садоводству. В 1880-х он регулярно приезжал в Крым и писал местные пейзажи. © Public Domain / «Порт в Ялте», Григорий Мясоедов, 1890 год
  • Архип Куинджи отправился в Крым в 14 лет – он поехал учиться живописи у Ивана Айвазовского. Впоследствии он пытался открыть своё дело в разных городах, но 30 лет спустя купил 245 десятин возле посёлка Кикенеиз и прожил в Крыму до самой смерти. © Public Domain / «Ай-Петри. Крым», Архип Куинджи, 1908 год
  • Крым писал также выдающийся русский художник Константин Коровин. Его увлекал импрессионизм, с которым художник познакомился в Париже, и именно в этом жанре он изобразил Крым. © Public Domain / «Гурзуф», Константин Коровин, 1913 год
  • Два крымских пейзажа написала также знаменитая Зинаида Серебрякова, объединившая в своём творчестве символизм и экспрессионизм. © Public Domain / «Весна в Крыму», Зинаида Серебрякова, 1914 год
  • В 1912 году Иван Билибин вместе с компаньонами выкупил участок земли на Южном берегу Крыма. С тех пор художник регулярно приезжал в Батилиман, а в 1917 году после развода и революции он прожил в этих местах два года. © Public Domain / «Крым. Коктебель», Иван Билибин, 1939 год
  • Советский художник Арсений Семёнов написал множество пейзажей, в том числе и крымских. Семёнов часто проводил в Крыму лето, писал Ялту, Гурзуф и многие другие местные виды. © Public Domain / «Крымский мотив», Арсений Семёнов, 1955 год

Подписка

Также вам может быть интересно

Читайте другие материалы рубрики «Персона»

Оставить комментарий Комментарии (0) Все комментарии
Источник: http://www.aif.ru/culture/person/skazochnyy_master_ivan_bilibin_zhil_rabotal_i_umer_za_rossiyu



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Смотреть американские фильмы онлайн, фильмы США онлайн
Сколько действительно обучение в автошколе 2018Мульт с новым годом 2018Фильмы звонки 2018 смотреть хорошемНовые игры для слабого пк 2018Когда будет концерт олега винника в житомире 2018


Док фильмы политика 2018 год Док фильмы политика 2018 год Док фильмы политика 2018 год Док фильмы политика 2018 год Док фильмы политика 2018 год


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ